Существовал ли «праязык»?

Существовал ли «праязык»?
Почти все нынешние европейские языки имеют много сходных слов. И эти общие корни родственны соответствующим словам в двух древних языках — в древнеиндийском, или санскритском, языке и в древнеперсидском, или зендском, языке, на которых говорили примерно 3—4 тысячи лет назад.

Так, например, русскому слову «мать», древнеславянскому «мати» соответствуют слова: «матар» (по-санскритски), «матар» (по-древнеперсидски), «метэр» (по-древйегречески), «матэр» (по-латыни), «муттэр» (по-немецки), «мэр» (по-французски), «мотэ» (по-литовски), «мэзер» (по-английски). Русскому слову «брат», старославянскому «братр» соответствуют: «бхратар» (по-санскритски), «фратор» (по-древнегречески), «фратэр» (по-латыни), «брудэр» (по-немецки), «брозер» (по-английски), «фрэр» (по-французски), «бротэрелис» (по-литовски). Такое же сходство можно проследить в словах, означающих: отец, сестра, свекор, вдова, мясо, кровь, бык, корова, колесо, повозка, ось и другие.

Это сходство дало повод некоторым ученым высказать предположение о том, что в древности существовал один общий, «прародительский» язык, от которого и произошли все современные языки — индоевропейские, как их принято было называть. Предполагали, что родина этих языков и всех народов, говорящих на этих языках, находилась где-то в Азии, примерно у предгорьев Памира.

Правильно ли это предположение? Советская наука языкознания и ее крупнейший представитель, недавно умерший академик Н. Я- Марр отвечают на этот вопрос отрицательно. Ведь язык зародился из трудовых выкриков много тысяч лет назад, когда человечество было еще разбито на многочисленные небольшие группы, орды и племена. Соответственно этому и первоначальных языков было много — каждое племя имело свой язык. С течением времени, по мере того как между разрозненными племенами развивались все более тесные сношения, языки объединялись. В конце концов из бесчисленного множества местных, племенных языков развилось несколько языков с мировым распространением.

Таким образом, никакого первоначального, единого «праязыка» не было; наоборот, языки развивались от множества к единству.
Санскритский язык древних индусов тем более нельзя считать первоначальным «праязыком», что люди, говорившие на нем, достигли уже довольно высокой ступени культуры. Они ушли весьма далеко от тех первобытных охотников, у которых впервые зародился из трудовых выкриков членораздельный язык. Люди, говорившие на санскритском языке, уже приручили корову и ряд других животных, они уже знали колесо, одно из величайших и важнейших изобретений в жизни человечества.

В самом деле, в санскритском языке имеется слово «рата» для обозначения колеса. Этому соответствуют латинское «рота» (отсюда наше слово «ротационный» — вращающийся), немецкое «рад» и литовское «рутас», которые все означают колесо. На санскритском языке имеется также слово для обозначения повозки: «вагана»; от него производят немецкое «ваген» — повозка, вагон. Даже для понятия «ось» уже имеется слово на языке древних индусов, а именно «акса», — это почти в точности совпадает с современным немецким словом «аксе», да и, наше «ось» схоже с ним.

Ясно, что нельзя считать первоначальным язык, который относится к тому времени, когда людьми были уже приручены домашние животные и были известны ось, колесо и повозка. Впервые язык возник гораздо раньше, когда человек создал самые простые орудия и благодаря этому поднялся над животными.

Нет также никаких прямых доказательств того, что народы Европы произошли от общих предков, от сравнительно небольшого племени в Азии, и оттуда переселились в Европу. Несомненно лишь одно: предки нынешних европейских народов когда-то, в отдаленные времена, жили по соседству друг с другом, имели сношения друг с другом, и в результате сохранилось известное сходство в их языках.

Источник:
Журнал «Знание-сила» №1 (январь) 1939г.